Синагоги Москвы
Еврейская традиция уделяет особое место проводам усопшего. Для совершения ритуалов существует специальная служба — «Хевра Кадиша», или «святое общество». Деятельность «Хевра Кадиша» считается проявлением истинного милосердия, ведь за благие деяния для живых — сознательно или нет — можно ожидать выгоду, а от усопшего ждать уже нечего. Члены общества пользуются большим почетом и уважением, а быть ими могут только евреи. Услуги «Хевра Кадиша» бесплатны, чтобы исключить корысть из факта чужой смерти.
Ритуальные обряды разных общин могут различаться, но все они придерживаются ряда принципиальных правил.
После констатации факта смерти в доме открывают окна. Не ранее чем через 20 минут тело полностью раздевают, кладут на пол ногами к двери и накрывают простыней. Занавешивают все зеркала и отражающие поверхности, выливают всю воду из открытых сосудов и зажигают вокруг тела или у изголовья свечи. Рядом с усопшим постоянно кто-то должен находиться, нельзя оставлять его одного.
Неприемлемыми считаются процедуры вскрытия и бальзамирования — тело по возможности должно оставаться в естественном виде, так как оно считается священным, в том числе, его кровь.
Тело усопшего должно быть тщательно омыто не менее чем 20 литрами чистой воды. Этим занимаются исключительно члены «Хевра Кадиша», соблюдая специальную процедуру. Далее усопшего одевают в тахрихим — простое похоронное одеяние из белой материи и кладут в гроб. Если покойный погиб и его одежда пропитана кровью, обряд очищения не проводится, и его хоронят в той одежде, в которой он умер
Гроб должен быть максимально простым, деревянным, без внутренней обивки. В его дне выпиливают отверстие длиной не менее 4 см., чтобы тело касалось земли. Гроб сразу закрывают, ибо выставлять покойного на всеобщее обозрение считается кощунством. В гроб не кладут цветы и какие-либо вещи, лишь в виде исключения сугубо индивидуальные предметы обихода, которые были близки усопшему.
Всю процедуру упокоения следует завершить в самые сжатые сроки, кроме случаев, когда дни выпадают на субботу или важные праздники. Также поводом для задержки может служить невозможность быстрого прибытия ближайшего родственника.
Кремация категорически запрещена, так как считается языческим ритуалом. Хоронят евреев на специальном еврейском кладбище. Цветы и венки не используют.
Гроб несут члены «Хевра Кадиша». Непосредственно перед похоронами родственники, символизируя высшее проявление скорби, совершают обряд «криа» — надрыв одежды. Надорванную одежду носят затем всю неделю траура, кроме субботы.
Ритуалы сопровождаются чтением молитв «Кадиш», «Эль малэ рахамим» и «Цидук аДин».
Уходят с кладбища сразу после похорон, не посещая другие могилы, а при выходе омывают руки, не вытирая их.
Поминки усопшего не устраиваются, лишь для близких родственников подается «трапеза сочувствия»: хлеб, яйцо вкрутую, вареные бобы. Округлая форма пищи выбирается как символ круговорота жизни и смерти.
Надгробие принято ставить по истечение месяца.
Синагоги Москвы
№ | Название синагоги | Адрес |
---|---|---|
1 | Еврейская религиозная молодежная организация ЭШ-А-ТОРА | Покровский б-р, 8, стр. 2 |
2 | Московский еврейский общинный центр | 2-й Вышеславцев пер., 5а. |
3 | Московская еврейская религиозная община | Б. Спасоглинищевский пер., 10. |
4 | Московская еврейская религиозная община в Отрадном Даркай Шалом | Нововладыкинский пр., 1. |
5 | Московская Перовская еврейская религиозная община Шамир | Вознесенский переулок дом 8. |
6 | Синагога мессианская Шомер-Йисраэль | 9-я Парковая ул., 5, к. 3. |
7 | Синагога на Большой Бронной | Б. Бронная ул., 6. |
8 | Мемориальная синагога на Поклонной горе | Кутузовский просп., 53. |